ВЕСТИ С ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА
«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ»
«Из всех приключений, уготованных нам жизнью,
самое важное и интересное – отправиться
в путешествие внутрь самого себя,
исследовать неведомую часть самого себя»
Ф.Феллини
30.01.2019 г. кафедрой общественных дисциплин был проведен семинар – практикум по теме «Технология организации и проведения рефлексии». Целью данного мероприятия было познакомить коллег с различными приемами рефлексии, повысить их мотивацию к овладению приемами развития рефлексивной деятельности обучающихся.
![](/kcfinder/upload/images/1%288%29.png) |
![](/kcfinder/upload/images/2%289%29.png) |
Преподавателями были сформулированы основные принципы рефлексивной педагогики. Первый – уникальность: созидать невозможное, делать неинтересное интересным, а банальное неординарным. Второй – открытость: готовность увидеть неизвестное в известном, принимать новое как необходимое и насущное, без неприятия и отторжения. Третий – парадоксальность: совмещать несовместимое. Четвертый – избыточность (выходить за рамки давно известного). Пятый – полифоничность: удерживать многое в полном единстве и гармонии. Основными методами работы преподавателя и обучающегося в такой системе педагогики будут не монолог, а диалог и полилог. А цель всего обучения и воспитания – творческая уникальность личности и одновременно ее сопричастность ко всему окружающему.
Творческая группа в составе: заведующей кафедрой общественных дисциплин Потешкиной В.С., преподавателей Казак С.М.. Павленко М.В., Кадыровой Г.Р.провели данный семинар, на котором поднимались вопросы: нужна ли рефлексия педагогу? нужна ли рефлексия обучающемуся?
Потешкина В.С. провела для коллег упражнение на развитие внимания, концентрации и наблюдательности.
Затем вниманию преподавателей была представлена притча «Три каменщика».
Преподаватель Павленко М.В представила опыт коллег, использующих рефлексию на различных этапах учебного занятия.
Кадырова Г.Р. раскрыла методы проведения рефлексии.
В заключении, участникам семинара, которые были организованные в группы, предлагалось провести рефлексивный практикум. Преподаватель Красикова Е.А. провела рефлексию методами «Афишная тумба» и «Сказочная поляна».
![](/kcfinder/upload/images/4%287%29.png)
![](/kcfinder/upload/images/5%284%29.png)
![](/kcfinder/upload/images/6%285%29.png)
Подводя итог семинара, преподаватели пришли к выводу, что круг использования различных форм и средств рефлексии, конечно, неисчерпаем. Организовывая рефлексию на своем занятии, педагог обеспечивает условия для создания целевого пространства (выбор ценностных ориентаций, утверждение собственной позиции).
![](/kcfinder/upload/images/7%283%29.png)
Организация рефлексивного пространства позволяет разрешить противоречие между потребностями и способностями обучающегося, в чем и состоит результативность саморазвития человека. Студент сам оценивает степень своей активности на занятии. Выход на новую проблему в результате рефлексивной деятельности предоставляет обучающемуся возможность избежать причин своих ошибок, определить пути их исправления, что порождает новые способы организации деятельности.
Информацию подготовила
Потешкина В.С.