Доступная среда
В ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж» сформирована доступная образовательная среда для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. В рамках реализации инклюзивного образования сформирована нормативная документация, внесены необходимые изменения в локальные нормативные акты колледжа, регламентирующие организационно-правовую, учебно-методическую, воспитательную и социальную деятельность структурных подразделений по обеспечению инклюзивного образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
В настоящее время задача создания современной системы социальной защиты инвалидов является чрезвычайно важной, при этом большое внимание уделяется проблеме обеспечения доступа инвалидов к профессиональному образованию. ГЛАВНОЙ задачей педагогического коллектива ГБПОУ СРМК является обеспечение успешной интеграции с обществом граждан с ограниченными возможностями здоровья посредством доступности получения профессионального образования. Именно образование открывает достаточно широкие границы для профессиональной деятельности инвалидов. Система обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) осуществляется в общих группах. В случае необходимости в колледже проводятся консультации инвалидов и их родителей по вопросам приема и обучения в СРМК. В колледже создана безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Вход в здание колледжа оборудован пандусом. Для сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в колледже имеются, социальные педагоги, работник медпункта, преподаватели и классные руководители учебных групп, осуществляющие мероприятия по социальной и психологической адаптации данной категории обучающихся. Обучение данных лиц организуется совместно с другими обучающимися.
Значительные меры предприняты по формированию материальной базы. Приобретено оборудование для обеспечения доступности зданий и помещений колледжа: кресло-коляски, информационные средства доступности (тактильные указатели), программа экранного доступа с функцией экранного увеличения SUPER NOVA 2. Выполнены ремонтные работы по созданию архитектурной доступности (пандусы).
В организации функционирует электронная система организации учебного процесса, адаптирован официальный сайт колледжа, созданы специализированные разделы "обучение лиц с ОВЗ и инвалидов".
В ГБПОУ «СРМК» проведена подготовка педагогических и административных работников в целях получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ и организации инклюзивного образования в СПО, в должностные инструкции преподавательского и административного персонала внесены необходимые изменения в связи с выполнением функциональных обязанностей по инклюзивному образованию.
В рамках формирования доступной образовательной среды в колледже определены специальности, профессии, по которым возможен прием на обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп, разработан механизм организации учета этой категории обучающихся на всех этапах образовательного процесса. В результате сформирована база обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с наличием информации о группе инвалидности, нозологии, степени ограничения возможностей, сведений индивидуальной программы реабилитации, рекомендациях ПМПК, о профессии, специальности, направлении подготовки обучающихся, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений), о требованиях к будущей работе и т.д.
На базе ГБПОУ «СРМК" функционирует Региональный центр развития движения "Абилимпикс", основной целью которого является организация региональных чемпионатов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ОВЗ "Абилимпикс".
Сопровождение социальной адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Одной из главных задач колледжа в инклюзивном образовании является получение обучающимися с ОВЗ образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования определена максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, что является основой динамики освоения программного материала. Также показателями эффективности реализации инклюзивного процесса является положительная динамика развития подростка, его полное включение в коллектив, стремление и желание идти в колледж; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива, поддержка всех начинаний, предлагаемых в колледже.
В соответствии с комплексной программой реабилитации обучающихся - инвалидов и лиц с ОВЗ педагогическим коллективом колледжа проводится значительная работа, направленная на сохранение здоровья, адаптацию, личностно-ориентированное сопровождение учебного процесса, информационное обеспечение и социальное сопровождение обучающихся-инвалидов.
Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Квалифицированную психологическую консультацию и экстренную психологическую помощь обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники могут получить в онлайн режиме, обратившись в психологической службу колледжа, а также используя доступные дистанционные ресурсы: платформа "Skype", чаты "WhatsApp", "Viber", социальная сеть ВКонтакте.
Психологической службой разработана и реализуется программа психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, основными элементами которой являются:
- Психологическая диагностика, которая заключается в исследовании личностных особенностей обучающихся (познавательные процессы, эмоционально-личностная сфера и др.). Психологическая диагностика проводится как в плановом порядке, так и по личному запросу обучающихся и преподавателей.
- Психологическое консультирование обучающихся и сотрудников колледжа по вопросам, связанным с решением трудностей в различных сферах жизнедеятельности: коммуникация, психологическая адаптация, межличностные взаимоотношения и др.
- Психологические тренинги и игры, которые подразделены на несколько тематических блоков:
- тренинг личностного роста;
- тренинг по развитию коммуникативных навыков;
- тренинг по преодолению тревожности и страхов;
- тренинг по развитию лидерских качеств;
- тренинг по развитию эмоциональной устойчивости.
- Психологическое просвещение (лектории, круглые столы, неформальные беседы на различные тематики).
Темы индивидуальных консультаций:
- выявление причин недомоганий, следствием которых явился эмоциональный стресс (рассеянность внимания, трудности с освоением учебного материала и т.д.);
- диагностика и решение психологических проблем (страх и тревога, навязчивые состояния, чувство стыда, вины и обиды, хронические неудачи, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, застенчивость, скованность, раздражительность и т.д.);
- работа с самопринятием и самооценкой;
- разрешение проблемы одиночества, отсутствия друзей, межличностного взаимодействия (сложности знакомства и налаживания отношений);
- анализ ситуации и нахождение причин неудовлетворенности своим профессиональным выбором. Помощь в принятии решения;
- распределение учебной нагрузки и времени.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Специально оборудованные учебные кабинеты для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют
Паспорт доступности
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
№ |
Нозология |
Оборудование |
Количество, ед. |
Место установки |
|
Специализированное и компьютерное учебное оборудование для лиц с различной нозологией |
|
1 |
Нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение ОДА |
Интерактивное оборудование: интерактивная доска, проектор |
1 |
Учебный кабинет (1корпус) |
|
Ноутбук |
10 |
Учебный кабинет (1корпус) |
|
Ноутбук со специальным программным оборудованием для слабовидящих |
2 |
Учебный кабинет (1корпус) |
|
Принтер (для оборудования кабинета для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью) |
1 |
Учебный кабинет (1корпус) |
|
Мультимедиа-проектор |
1 |
Учебный кабинет (1корпус) |
|
Принтер |
1 |
Учебный кабинет (1корпус) |
|
Оборудование для обеспечения доступности помещений колледжа |
|
Подъемник лестничный гусеничный мобильный Т09 "Roby" |
2 |
Помещения общего назначения (2, 3 корпуса) |
1 |
Нарушение зрения, нарушение слуха, нарушение ОДА |
Кресло-коляска инвалидная (подлокотники, складная, задние колеса с пневматическими шинами |
1 |
Помещения общего назначения (1корпус) |
|
Поручень пристенный, нержавеющая сталь |
1 |
Помещения общего назначения (1корпус) |
|
Тактильные знаки |
32 |
Помещения общего назначения (1корпус) |
|
Информационные наклейки и полосы |
10 |
Помещения общего назначения (1корпус) |
|
Информационно-тактильный знак (информационное табло-вывеска) |
2 |
Помещения общего назначения (1корпус) |
|
Кнопка вызова помощника со стационарным приемником со звуковой, световой и текстовой индикацией |
1 |
Вход в здания (1корпус) |
|
Пандус металлический |
1 |
Вход в здания (1корпус) |
|
Пандус железобетонный |
1 |
Помещения общего назначения (1 корпус) |
|
Тактильная мнемосхема для помещения настенного крепления |
1 |
Помещения общего назначения (1корпус) |
|
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально приспособленные для инвалидов и лиц с ОВЗ объекты для проведения практических занятий отсутствуют
Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально приспособленные для инвалидов и лиц с ОВЗ библиотеки
Имеется библиотека с читальным залом, оборудованным ноутбуками с доступом к сети Интернет. Режим работы библиотеки обеспечивает доступность всех видов имеющихся информационных ресурсов.
№ |
Наименование объекта |
Вид помещения |
Адрес объекта |
График работы |
Общая площадь |
Наличие читального зала / кол-во посадочных мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Положение |
1 |
Библиотека |
Библиотека |
355044,
г. Ставрополь,
пр. Юности, д. 1 |
8.00 - 17.00 |
144 кв.м |
Да/50 |
Да. Помещение библиотеки соответствует действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Инвалидам и лицам с ОВЗ обеспечивается доступ на абонементы и в читальные залы (достаточная ширина коридоров и дверных проемов). В читальных залах дежурные библиотекари предоставляют услуги помощника, оказывающего обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ необходимую помощь. |
|
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для инвалидов и лиц с ОВЗ
Имеется 2 спортивных зала, оборудованных спортивным инвентарем для игровых видов спорта: баскетбола, волейбола, футбола; гимнастики, легкой атлетики.
№ |
Наименование объекта |
Вид помещения |
Адрес объекта |
График работы |
Общая площадь |
Оснащенность объекта |
Виды проводимых занятий и спортивных секций |
1 |
Спортивный зал |
Объект спорта |
355044, г.Ставрополь, пр. Юности, д.3 |
8.00 - 20.00 |
288 кв.м |
Поле для игровых видов спорта. Оборудование и инвентарь для игровых видов спорта и гимнастических упражнений. |
Учебные занятия в соответствии с учебным планом.. |
3 |
Спортивный зал |
Объект спорта |
355044, г.Ставрополь, пр. Юности, д.7 |
8.00 - 20.00 |
162 кв.м |
Поле для игровых видов спорта. Оборудование и инвентарь для игровых видов спорта и гимнастических упражнений. |
Учебные занятия в соответствии с учебным планом. |
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ГБПОУ СРМК располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий, практических и научно-исследовательских работ обучающихся, предусмотренных образовательными программами и обеспечивающей высокий уровень интеллектуального, физического и эмоционального развития.
Средства обучения и воспитания приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
|
Оборудование, необходимое в образовательном процессе: приборы, учебно-лабораторные комплексы, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, другое техническое и материальное оснащение учебных корпусов колледжа, спортзалов и помещений, используемых в воспитательном процессе.
Учебно-наглядные пособия: наглядно-дидактические материалы (тематические демонстрационные стенды и комплексы, плакаты, макеты, модели, карточки, наглядные пособия и т.д.), учебные и учебно-методические пособия (учебные планы, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик). Большая часть наглядно-дидактических материалов переводится в электронную форму и используется на занятиях посредством информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств. Для этих целей учебные кабинеты и лаборатории колледжа оборудованы мультимедиа-проекторами а также функционируют компьютерные классы.
В колледже создана социокультурная среда, способствующая обучению и воспитанию, развитию активного, профессионально-компетентного гражданина, осознающего общественную значимость и личную ответственность за результаты собственной профессиональной деятельности.
В колледже имеются объекты социальной и спортивной инфраструктуры: актовый зал, помещения для работы органов студенческого самоуправления, 2 спортивных зала, спортивная площадка.
Актовый зал рассчитан на 275 посадочных мест, оснащен мебелью и техническими средствами для проведения мероприятий массового характера: конференций, собраний, педагогических советов, семинаров, лекционных занятий и т.п.; мероприятий художественно-эстетической, социально-педагогической и иной направленности; внеклассная работа со студентами. Актовый зал является одним из любимых мест в творческой жизни студентов колледжа. Сегодня актовый зал не только один из студенческих центров колледжа, но и центр деловых коммуникаций. Здесь проходят конференции, деловые встречи, собрания и совещания. В актовом зале реализуется учебно-воспитательная работа в соответствии с утвержденным годовым планом.
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения беспрепятственного доступа в здания колледжа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия: |
- установлены пандусы;
- поручни для удобства перемещения;
- имеются расширенные дверные проемы, кресло-коляска;
- кнопка вызова персонала.
В здании колледжа размещены информационно-тактильные указатели: знаки доступности, информационные знаки, предупреждающие знаки.
На входе в здание размещено информационное табло, выполненное тактильным способом и шрифтом Брайля. В холле 1-го корпуса размещена мнемосхема расположения учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений колледжа, таблички на кабинеты выполнены тактильным способом и шрифтом Брайля.
№ |
Наименование объекта |
Адрес |
График работы |
Общая площадь |
Оснащенность объекта |
Виды проводимых мероприятий |
Приспособленность для импользования инвалидами и лицами с ОВЗ |
1 |
Актовый зал |
355044, г.Ставрополь, пр. Юности, д.3 |
9.00 - 17.00 |
251,7 кв.м |
Число посадочных мест - 212. Подиум-сцена для демонстрации коллекций одежды и причесок. Звуковое и мультимедийное оборудование. |
Проведение торжественных мероприятий, подиумных показов, творческих встреч. |
Да |
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
№ |
Перечень зданий |
Адрес объекта |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
Учебное |
355044, г. Ставрополь, пр. Юности, д.3 |
Кнопка вызова персонала, пандус, тактильные таблички. Поручни для удобства передвижения. |
2 |
Учебный корпус |
355044, г. Ставрополь, пр. Юности, д.7 |
Кнопка вызова персонала, пандус, тактильные таблички. Поручни для удобства передвижения. |
Сведения о специальных условиях питания в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для организации питания обучающихся колледжа имеется столовая, предусмотрена реализация буфетной продукции в ассортименте, установленном в соответствии с СанПиНом 2.4.3. 1186-03) на основании: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 37 п. 1,2,3,4); Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования».
№ |
Наименование объекта |
Вид помещения |
Адрес объекта |
График работы |
Общая площадь / кол-во посадочных мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
1 |
Столовая |
Объект питания |
355044, г.Ставрополь, пр. Юности, д.3 |
8.00 - 17.00 |
422 кв.м / 50 |
Помещение столовой соответствует действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Инвалидам и лицам с ОВЗ обеспечивается доступ в столовую. |
Сведения о специальных условиях охраны здоровья, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
№ |
Наименование объекта |
Вид помещения |
Адрес объекта |
График работы |
Лицензия № |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Положение |
1 |
Медицинский пункт |
Объект охраны здоровья обучающихся |
355044, г.Ставрополь, пр. Юности, д.3 |
9.00 - 17.00 |
Лицензия № ЛО-46-01-001682 от 12.09.2016 |
Помещение медицинского пункта соответствует действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Инвалидам и лицам с ОВЗ обеспечивается доступ в медицинский пункт. |
Положение о медицинском пункте ГБПОУ СРМК |
Описание:
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ГБПОУ СРМК созданы условия для охраны здоровья обучающихся.
Специальные технические средства обучения: ноутбуки со специальным программным обеспечением для слабовидящих:
программа экранного доступа для слабовидящих - Screen Reader
Cведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе:
собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
- официальный сайт колледжа
- электронная информационо-образовательная среда колледжа в составе:
- информационной системы «Электронный журнал»;
- электронного расписания;
- электронного библиотечного каталога колледжа;
- электронной базы учебных, учебно-методических и организационных материалов;
- системы электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечивающей взаимодействие педагогических работников с обучающимися.
сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
№ |
Перечень зданий |
Адрес объекта |
Обеспечение доступа в общежития инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
Общежитие |
355044, г. Ставрополь, пр. Юности, д.1 |
нет |
2 |
Общежитие |
355044, г. Ставрополь, пр. Юности, д.7 |
нет |
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наименование показателя |
Общежития |
Интернаты |
Количество общежитий, интернатов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
2 |
нет |
Общая площадь (кв.м.) |
7260,7 |
нет |
Жилая площадь (кв.м.) |
5082 |
нет |
Количество жилых помещений: всего
в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
130
12 |
|
Количество мест: всего
в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
600
36 |
нет |
Обеспеченность общежитий, интернатов 100% мягким и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам |
да |
нет |
Наличие питания (включая буфеты, столовые) в главном корпусе колледжа, интернатах |
да |
нет |
Раскрытие информации об образовательной организации в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 года № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно – коммуникационной сети Интернет и формату представления информации» |